Кто заплатит за дорогу в гипермаркет

Кто заплатит за дорогу в гипермаркетПравительство хочет возложить затраты на строительство и содержание съездов с дорог к ТЦ и гипермаркетам на их владельцев. Асфальт будет лучше, но продукты подорожают, предупреждают ретейлеры.

Сэкономить бюджету миллиарды рублей на дорожных работах, избавить от пробок подъезды к торговым центрам должны, по мнению чиновников, именно владельцы гипермаркетов. Проект поправок к Закону “Об автодорогах и дорожной деятельности в РФ”, разработанный Минтрансом, в конце прошлой недели был принят Госдумой РФ в первом чтении. Он обязывает владельцев торговых центров площадью свыше 10 тыс. кв. м за свой счет оборудовать парковки и подъездные пути к транспортным магистралям.
Инициатива правительства неизбежно приведет и к росту арендных ставок и потребительских цен, считает глава агентства INFOLine, одного из крупнейших аналитиков российского потребительского рынка, Иван Федяков. По его словам, требование строить и согласовывать съезды по сути легализует уже сложившуюся практику. Однако если раньше ТЦ и гипермаркеты передавали построенные дороги на баланс регионов, то теперь и содержать будут за своей счет.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, главная цель новеллы — борьба с пробками. Сейчас выполнять нормативы по наличию дополнительных полос на съездах, к светофорам и т. д. должны только “объекты дорожного сервиса” – автозаправочные станции, автовокзалы, гостиницы и др. А вот большим магазинам и ТЦ закон не писан – они проектируют свою инфраструктуру как бог на душу положит, что приводит к образованию заторов.
Если закон будет принят, ретейлеры и владельцы ТЦ должны будут согласовывать проекты с властями. Расходы на запуск и содержание тоже лягут на плечи бизнеса. По мнению чиновников, это позволит в три раза увеличить пропускную способность трасс у крупных магазинов, а также сэкономить на дорожных работах свыше 17 млрд руб. В эту сумму оценивается ущерб автодорог от присоединения 1,5 тысячи российских гипермаркетов.
В законопроекте речь идет о федеральных трассах, однако региональные власти могут ввести подобные нормы и для гипермаркетов, расположенных у магистралей регионального, межмуниципального и местного значения, то есть всех дорог между городами и внутри них. Впрочем, на созданные до вступления закона в силу развязки его действие не распространяется.
“Налог на ИКЕА”
По экспертным оценкам, сейчас в Северной столице и ближайших пригородах работает около 30 крупных торговых центров и примерно сотня гипермаркетов. Объекты свыше 10 тыс. кв. м вблизи федеральных трасс (к ним относится “Нарва”, “Скандинавия, “Кола” и КАД) имеет большинство крупных сетей, к примеру “ИКЕА”, “Максидом”, “Лента”, “О’Кей”, “Карусель”, “Юлмарт”, “Ряды”.
В Смольном приветствуют инициативу федеральных коллег. “Нам нужна конкретизация и закрепление этих обязанностей за владельцами торговых центров”, – заявили в КРТИ. При этом, по словам чиновников, петербургские ретейлеры и так согласовывают расположение выездов и пробок появлением своих объектов не создают. “Фонтанка”, правда, сразу назвала как минимум два таких ТЦ – “Галерея” и “Невский центр”, у которых, несмотря на наличие подземной парковки, всегда есть скопление машин, но оба располагаются в историческом центре города, и, хоть и имеют подземные парковки, возможности создания развязок априори ограничены.
Сами ретейлеры разошлись в оценках законопроекта. Так, член совета директоров сети “Максидом” Мария Евневич считает инициативу правительства “налогом на ИКЕА”. Сделанные за счет государства дороги есть только у крупных, чаще иностранных, ретейлеров, заключивших с регионами инвестиционные соглашения, говорит она. А вот большинство отечественных сетей либо строят парковки и подъездные пути сами, либо покупают участки с уже имеющейся инфраструктурой. “Надеяться, что для нас кто-то что-то сделает, и ранее не приходилось”, – подчеркивает Мария Евневич.
В пресс-службе “ИКЕА” сообщили, что пока не готовы оценить последствия принятия поправок на свой бизнес. В “Ленте” подтвердили, что “при необходимости” компания и сегодня несет затраты на строительство подъездов к гипермаркетам, однако затем передает их на баланс региона. Совладелец сетей “Юлмарт” и “Ряды” Дмитрий Костыгин сообщил, что зачастую также строит съезды за свой счет, хотя имеет статус стратегического инвестора. “Но мы все согласовываем: как бог на душу положит, не строим — себе дороже”, – подчеркнул он.
“Чудес не бывает – конечно, цены вырастут”, – соглашается Мария Евневич. Зато дороги будут лучше. По ее словам, сейчас у ретейлера есть два варианта — ждать госремонта и слушать жалобы покупателей о том, что к магазину невозможно подъехать, либо “делать вид, что хулиганы ночью залатали ямы”. Если обязанность делать ремонт будет законодательно закреплена за ретейлером, он сможет официально предъявить эти расходы в отчетности, а значит, заплатить меньше налогов.
Строительство 1 км однополосной автодороги стоит минимум 45 млн рублей, указывается в пояснительной записке законопроекта. Средние инвестиции в создание гипермаркета 10 тыс. кв. м — около 1 млрд рублей. Таким образом, затраты на создание съезда могут достигать 5% от общих инвестиций. Содержание такой дороги участники рынка оценивают в “несколько миллионов рублей в год”.
Однако эксперты видят и другие риски. “Необходимость нести дополнительные расходы может отпугнуть инвесторов, очередь из которых и так не стоит”, – комментирует Иван Федяков. Если в городах-миллионниках бизнес готов брать на себя “дорожную нагрузку”, то в регионах такие проекты могут оказаться нерентабельными.
“Если мы хотим развития, обязательства властей региона и бизнеса должны быть обоюдными”, – подчеркивает он. Выходом могла бы стать возможность взимания платы за проезд по таким дорогам или субсидирование владельцам ТЦ и гипермаркетов части расходов на ремонт съездов, считает эксперт.
Галина Бояркова, “Фонтанка.ру”

 http://www.fontanka.ru/2017/06/26/090/?feed

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *